1. Практикум
      по дисциплине

Менеджмент
– это не только теоретическая дисциплина.
Менеджмент – это и практика реального
управления. Практические занятия помогут
студентам «соединить теорию с практикой»
и выйти на качественно другой уровень
усвоения материала.

Практикующие
упражнения представляют собой задания
определенного типа, предназначенные
для закрепления пройденного материала.
Выполнение упражнений индивидуально
и в группах способствует развитию у
студентов многих важных качеств,
требуемых в управленческой работе: быть
решительным, проявлять творчество и
оригинальность, уметь строить эффективные
межличностные и групповые отношения,
уметь слушать и слышать других, уметь
формулировать и выражать свои мысли и
идеи и т.д.

Задача
практических занятий по курсу «Менеджмент»
— помощь будущим специалистам не только
усвоить знания в области менеджмента
и сопряженных с ним экономических и
социальных наук, не только сформировать
и укрепить определенные навыки, но и
проанализировать и развить личностные
качества, необходимые для эффективной
работы. 

Тема 1. Введение в дисциплину. Основные понятия

ВОПРОСЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

  1. Понятие
    и виды управления. Виды социального
    управления.

  2. Соотношение
    понятий «управление» и «менеджмент».

  3. Специфика
    управленческого труда.

  4. Параметры
    управленческого труда.

  5. Кто
    такой менеджер?

Задание
1. Продолжите перечень управленческих
характеристик и навыков, которыми должен
обладать менеджер. Проранжируйте их по
степени важности для каждого уровня
управления. Сделайте выводы:

Основные
управленческие характеристики

Характеристика

Высшее
звено

Среднее
звено

Низовое
звено

1

Коммуникабельность

2

Умение
влиять на других

3

Творческий
подход к делу

4

Умение
работать в команде

5

Ориентированность
на результат

6

Дальновидность

Ответьте
на вопросы:

  1. Всех
    ли сотрудников, имеющих статус менеджера,
    можно в действительности назвать
    менеджерами?

  2. В
    чем состоит разница между социальным
    и техническим управлением?

  3. Проанализируйте
    управленческие процессы, с которыми
    Вы сталкиваетесь в жизни.

  4. Деятельность
    каких из перечисленных ниже лиц можно
    отнести к менеджменту: капитана корабля,
    министра, участника общего собрания
    акционеров, преподавателя в студенческой
    группе, президента компании, антрепренера
    рок-звезды, руководителя космического
    полета.

Тест:

Тест на способность к абстрактному мышлению

Вот
один из простых тестов: позволяющий
достаточно быстро оценить способность
человека к абстрактному мышлению, к
отыскиванию “далеких ассоциаций”, т.
е. тех, которые не “лежат на поверхности”.

Абстрактные
загадки и отгадки. Далее приводятся 10
загадок и 10 отгадок, ваша задача: за 2
мин. найти отгадки для всех или для
большинства загадок.

Загадки:

1
— атмосферный окурок; 2 — ваза с видом изо
рта, 3 — ежик под наркозом, 4 — мост через
ночь, 5 — шарикоподшипник с кубическими
шариками, 6 — горстка вечных конфет, 7 —
таблетки от безденежья, 8 — интеллектуальное
ведро, 9 — яма вверх дном, 10 — туземцы
уверяют, что на черный день красного
вина не напасешься.

Отгадки:

а
— пессимизм, б — зубы, в — кровать, г —
коллектив из несовместимых людей, д —
монеты, е — кактус, ж — метеорит, з — труба
(в оркестре), и — парашют, к — каска.

Оценка
результатов:

Правильные
ответы: 1-ж, 2-з, 3-е, 4-в, 5-г, 6-6, 7-д, 8-к, 9-и,
10-а.

3
правильных ответа — невысокий уровень
абстрактного мышления.

От
4 до 6 правильных ответа — средний уровень.

Более
7 правильных ответов — высокий уровень.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

ВОПРОСЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

  1. Что
    дает изучение истории предмета?

  2. Основные
    управленческие революции.

  3. Характеристика
    школ управления:

    1. Школа
      научного управления

    2. Административная
      школа

    3. Школа
      психологии и человеческих отношений

    4. Школа
      науки управления

  4. Принципы
    управления А. Файоля

  5. Отечественный
    опыт в науке управления

Задание
1. Заполните таблицу:

Краткая
характеристика школ и подходов менеджмента

Школы
и подходы

Период

Представители

Вклад

Значимость
на современном этапе

Ответьте
на вопросы:

  1. На
    основе таблицы сформулируйте принципы
    управления современным предприятием.
    Какие принципы стали неактуальными и
    почему?

  2. В
    научной литературе выделяют пять
    управленческих революций. Охарактеризуйте
    их.

  3. По
    каким направлениям, с Вашей точки
    зрения, будет происходить развитие
    менеджмента в будущем?

  4. Выделите
    научные достижения отечественных
    ученых в области управления. Как Вы
    думаете, почему в настоящий период при
    подготовке менеджеров акцент делается
    на зарубежные модели управления?